Путешествие через 4 страны на Чемпионат Мира 2012

Рассказ о Кракове, поскольку он очень объемный, я разделила на 2 логических части, как и фоторепортаж. Каждую часть будет предварять соответствующая ссылка.

Итак, наше путешествие продолжается... Сразу предупреждаю, что все ниженаписанное - исключительно личные впечатления.

Часть 5. Краков - жемчужина Польши.

Итак,
часть 5.1. Соляные копи Велички. (еще очень много фото >> )

Для начала, даю ссылку на историческую справку о Соляных копях в Величке >>,
а также описание туристического маршрута, который мы прошли >>.
Тут, разумеется, отличного качества фото и полный рассказ, без купюр и чесаний в затылке.

А теперь мой рассказ. Если бы не Татьяна, мы бы о Соляных копях в Величке так и не узнали, а даже если бы и узнали, вряд ли бы собрались туда поехать. Но у Татьяны это была многолетняя мечта. Поэтому было сразу решено - в первый же день мы едем в Величку, что в 10 км от Кракова. Что такое 10 км для людей, живущих в Москве, и уже проделавших путь в не одну тысячу км? Ерунда! Сказано - сделано. Утром сели на автобус и доехали. Всего-то каких-то 15-20 минут.
Заходим внутрь, покупаем билеты. До русскоязычной экскурсии как раз осталось ровно 5 минут. Как мы вовремя! Нас встречает гид и наша группа отправляется вниз. Маршрут пролегает на глубине от 94 до 135 метров.

Нас предупредили, что может быть прохладно. Однако, при этом очень легко дышится. Соль, как известно, обеззараживает и вообще очень полезна. Поэтому где-то там, на глубине, не только туристические маршруты, но есть еще и санаторий, и спа-центр, и бассейн. Все это с соляными процедурами, фонтанами с соленой водой и пр. изысками. Конечно, это нам не показали. Но еще рассказали, что есть специальные маршруты для детей, а также для спелеологов - усложненные, с ночевками, и требующие специального оборудования. Мы же пойдем по маршруту, указанному по ссылке выше.

Я не буду рассказывать историю создания шахты и тонкости добычи соли. Скажу только, что в процессе экскурсии нам рассказывали и о технологических приспособлениях, и о разных периодах истории копей. Все это сопровождается наглядными макетами, реальными соляными глыбами, механизмами.

Звучит наивно - но оказывается, каменная соль, которую добывают, изначально - черная. И все, даже плитка на полу, сделано из этой соли. Если соль выпаривается, то тогда она приобретает знакомый нам белый цвет. В шахте эти слои выпаренной соли называют цветной капустой (в самом деле - похоже). Кстати, если лизнуть руку, потом провести ею по стенам, а потом опять лизнуть, то она, конечно, соленая.

Вся шахта поделена на камеры, каждая посвящена определенному событию или человеку. Фигуры тоже сделаны из соли. Какие-то - вполне современные, какие-то - старинные. Но впечатляет!

А вот эта композиция рассказывает о легенде этих копей. Легенда очень красивая, но ничего общего, разумеется, с реальной историей не имеющая.

На самом деле, поражают не только и не столько фигуры, технологические решения и условия работы горняков, сколько инженерные конструкции для поддержки сводов шахты. Огромные деревянные балки, кое-где покрытые проступившей солью, в некоторых местах покрашенные белой известью (как средство от пожаров), старые и относительно недавно построенные.

Конечно, как и в любом подземном государстве, тут живут гномы. Также гномы составляют композицию, представляющую весь процесс соледобывающего производства.

Слушая рассказ, не переставали удивляться. Оказывается, лошади, которых использовали для перевозки соляных глыб, под землей и жили... Была специальная конюшня. После этого уже не казалось удивительным ни наличие часовни, ни других помещений, никак не связанных с добычей.

Но самым потрясающим оказалось наличие... огромного, роскошного храма на самом нижнем уровне! Храм - действующий, в нем проходят службы, венчания и другие события. ВСЕ архитектурные элементы храма, разумеется, сделаны из соли - и барельефы, и распятие, и алтарь. Причем, сделаны всего несколькими людьми, даже не скульпторами по профессии. К сожалению, в темноте мой фотоаппарат отказался показывать всю красоту этого храма... И, конечно, обязательная фигура Папы Иоанна Павла II.

После осмотра основной экспозиции можно походить по небольшому выставочному залу с работами современных художников, а также - поесть в подземном ресторане (чего мы делать не стали).

Если вниз мы спускались по ступенькам, то вверх нас поднимали на лифе. О! Вот это уже было весело! Туристов поднимает 4 лифта. Каждый вмещает ровно 9 человек. Но какого размера этот лифт! Что-то крохотное, куда впихиваешься, как селедка в бочку, громыхающее и с железными дверями. Движение - в полной темноте и быстро. Куда летим?

Ну вот, экскурсия закончена. Мы - на поверхности. Проходим мимо аллеи имени Папы Иоанна Павла II и направляемся в Краков.

часть 5.2. Краков - город. (еще очень много фото >> )

Собственно, осмотр самого города у нас начался уже под вечер, после поездки в Величку и отменного обеда в очередном местном ресторанчике под названием "Ностальгия". Перед этим мы прошлись по улицам, зашли в кучку кондитерских и попускали слюнки на сладости. Это только подогрело наш аппетит, и мы решили полакомиться национальным блюдом бигосом. Оказалось, что в этом ресторанчике бигос совершенно несъедобный... Ну что ж, бывает...

А дальше мы направились в Старый город. Собственно, мы в нем и находились, но нам надо было попасть внутрь. Татьяна, неоднократно бывавшая в Кракове, повела нас правильным туристическим путем - через форпост Барбакан и парк Планты.
Барбакан - старинная крепость, форпост города. Собственно, с нее и начинается осмотр.

Планты - это парк. Чудесный городской парк, открытый для всех и всегда. Там гуляют с детьми, с собаками. Там же находится совершенно удивительное дерево с красно-лиловыми листьями. Оно огромно! И не столько в высоту, сколько в ширину. Ветви начинаются низко от земли, уходят широко в стороны и образуют практически ровный шар. Ствол - узловатый, толстый, коряжистый. Рядом - такое же дерево, но поменьше.

Мы входим на территорию Старого города и словно попадаем в другой мир. Нет, собственно, туристические центры большинства городов чем-то между собой похожи - суета, толпы туристов, сувенирные лавочки, уличные кафе и рестораны. Но везде - свой дух, своя атмосфера и какой-то свой неповторимый шарм. Вот Флорианская улица, на которой художники продают свои работы. А чтоб торговля шла лучше - на улицу смотрит бог Меркурий. Там же - уличные музыканты. Этакий местный Монмартр (или Арбат?).

Фотографируя на ходу, мы двигаемся дальше, к рыночной площади, к Мариацкому костелу. Как я уже говорила, во время всей поездки нам везло на события. Вот и тут - мы попали на праздник первого причастия в Мариацком костеле. Точнее, на тот момент, когда детки выходили из него. С Мариацким костелом связана еще одна легенда, а с ней и традиция. Каждый день 2 раза в день в окне на шпиле появляется трубач и начинает играть. Потом - останавливается, и после паузы - начинает снова. Опять же, нам повезло - мы послушали и даже увидели этого трубача (на фото - обведен в кружочек).

Рыночная площадь и Сукенницы (торговые ряды) - типично туристическое место. Огромное пространство, много народу, все с фотокамерами. И, конечно, тоже протестующие. Местные "зеленые" разбили тут небольшой палаточный лагерь. Сидят себе тихо, никому не мешают, на них - совершенно никто не обращает внимания.

Обращают на себя внимание так называемые малые архитектурные формы. Вот голова. Что она символизирует - мы так и не поняли. На постаменте - только имя автора. Все. Но очень любопытная конструкция. Пожертвования собираются в этот симпатичный сундучок - скарбонку.

Также на площади находится церковь, которая наполовину ушла в землю. Ее, конечно, берегут и охраняют, больше она в землю не уходит, т.к. все вокруг укреплено. Но с "изнанки" видно, что около 2-х метров, вместе со старым входом, находится ниже уровня площади.

Вообще, рассказывать о Кракове можно бесконечно, и все равно рассказ будет неполным. В конце я дам ссылку на страничку с более подробной информацией о достопримечательностях Кракова. Я же, как обычно, делюсь своими собственными впечатлениями.

Пока мы гуляли и осматривали окрестности, начало темнеть. Мы направились домой, чтоб утром продолжить осмотр города, а также посетить Кафедральный собор и Вавельский дворец. Однако, это были не все наши планы!
Для начала, мы все-таки заглянули во внутренний дворик дома, где мы жили. Двор-колодец. Чем-то очень отдаленно напоминает питерские колодцы. Но намного меньше. Правда, такой же неустроенный и где-то даже захламленный.
Мы идем на завтрак. Кафе "гостевых комнат" находится в подвале, под главным офисом конторы. Уютное, хорошо обустроенное помещение. Сувениры на полках, ваза, и сова, глазеющая на постояльцев.

После завтрака, по дороге, осматриваем при ярком утреннем свете то, что не удалось увидеть вечером. Вот, прямо напротив наших окон - то ли церковная школа, то ли девичий монастырь. А вот за таким красивым фасадом скрывается спортивная школа. Пока она на ремонте - во дворе организована парковка. Там-то и отдахала наша Реношка, пока мы гуляли по городу. А вот - весьма громоздкий светофор. Интересно, зачем столько?

К Кафедральному собору и Вавельскому дворцу мы опять идем через Планты. Любуемся городскими картинками. Сегодня будний день. Дети, закончившие учебу, идут на экскурсии. Везде продаются бублики. Ждут туристов маршрутные экскурсионные автобусы. Сделала для себя заметку - в следующий приезд обязательно прокатиться по этому маршруту!

Конечно, мы не можем обойти вниманием Ягеллонский университет - один из старейших в Европе. В нем когда-то учился Николай Коперник. На фасаде университета - памятная доска, говорящая о многовековом юбилее. Заходим внутрь - пахнет величественностью, академическими знаниями и... экзаменами. Правда, внутренний дворик пуст, а у входа - совсем немного велосипедов. Видимо, студенты еще не подошли.

Мы продолжаем прогулку по городу. Красивые здания, конные экипажи, необычно оформленные витрины магазинчиков.

Очень красивый костел Св. Петра и Павла. Изысканные фасад и статуи всех апостолов на изгороди. Непременная Ратуша.

Мы подходим к Вавельскому дворцу. У входа - масса экскурсий, детей. На стене - таблички с именами, названиями каких-то организаций. Что это - мы так и не поняли, а спросить у экскурсовода - забыли. Кстати, об экскурсоводе. У самого входа к нам подошел пожилой мужчина с бейджиком. Спросил, не из России ли мы. Узнав, что да, из России, предложил провести экскурсию. Рассказал, что он много лет сопровождал польские официальные делегации в Россию, потом - возил экскурсии по Европе и Польше из России. А вот теперь, выйдя на пенсию, подрабатывает полу-частным экскурсоводом. Конечно, мы воспользовались шансом, и у нас был персональный экскурсовод! Да какой - явно человек очень широких интересов, прекрасно знающий историю не только Польши, но и всей Европы, обожающий свою страну и ее историю и умеющий передать эту любовь и интерес слушателям.
К сожалению, в кафедральном соборе фотографировать запрещено, поэтому фото - только до экскурсии. Кстати, о костях перед входом - совершенно реальные кости мамонта и еще кого-то, я забыла. Были найдены при раскопках и было получено разрешение поместить их перед входом в храм. Вот такое вот наглядное сочетание уживаемости религиозного и реалистичного начал.

После осмотра собора, нас повели смотреть на могилы Пилсудского - национального героя Польши и четы Качиньских, погибших в авиакатастрофе под Смоленском. Вообще, надо сказать, что в Польше очень чтят память погибших в этой трагедии. Во многих местах стоят стеллы и памятники.

Далее мы проходим к самому дворцу. Дворец - великолепен! Он построен в стиле Итальянского палаццо, и это сразу видно и по архитектуре, которую очень выгодно подчеркивал яркий солнечный день.

К сожалению, попасть в сокровищницу и другие музеи комплекса мы не смогли - банально не было времени. Но в следующий приезд - обязательно!
Мы собираемся в обратный путь к комнате и потом - домой. Но в заключении хочется сказать еще об одном национальном герое Польше. Не знаю, причислен ли он уже к лику святых, и есть ли такое понятие в католицизме, но то, что на своей родине Иоанн Павел II - любим, почитаем и свят - это точно! В Риме, в Базилике Св.Петра, у него есть надгробие, камень в его честь. Но это - там, где он служил. А в Польше, и главное - в самом Кракове, его родном городе - к нему особое отношение. Трепетное и священное. Вот окно, из которого он произносил свои речи, когда еще служил в Кракове. А вот памятник на территории Вавельского комплекса. А также - небольшой памятник в саду ресторана (это я показывала в рассказе о дорогах). Памятник - в храме в Величке (см. выше в этой части).

Ну вот, мы и покидаем гостеприимный и прекрасный Краков. Это тот город, который невозможно осмотреть за полтора дня. Поэтому надо обязательно приехать сюда еще раз!

Тут ссылка на подробный рассказ о Кракове с красивыми фотографиями >>