Израиль 2016.

Фотоальбомы:
Античные раскопки и Мертвое море >>
Иерусалим >>
Назарет и окрестности >>
Рош-а-Никра, Акка, Хайфа >>

**все фото в тексте кликабельны

Старинные раскопки и Мертвое море. Все фото >>

Итак, не прошло и полугода, и я начинаю свой рассказ о поездке в Израиль.

Господа, поскольку Израиль – несколько своеобразная страна с точки зрения истории и культуры, должна сразу сделать одно небольшое заявление. Те, кто ждет, что будет много о религии, точнее, религиЯХ, о Библии и т.п. – можете даже не начинать читать. Будет, конечно. Но мало. Очень мало. И фотографии из храмов будут, но угол зрения будет другой – культурный, а не религиозный. Т.к. обо всем этом можно прочитать в любом путеводителе, в рассказе любого паломника и любого истинно-верующего человека. Я в путешествиях ищу другое. Дух, настроение, связь эпох, этнос. Это мой личный взгляд и мнение, которого я придерживаюсь во всех своих фоторассказах.

Итак, если вам все еще интересно – вэлкам. За мной, мои друзья, в фотопутешествие по маленькой, но древней и прекрасной израильской земле! Надо сказать, что из нашей семьи первым в Израиль поехал мой отец. Приехал в слезах восторга. Потом поехал мой муж. Со свойственным ему скепсисом. Вернулся с круглыми от восторга глазами и сказал, что я просто обязана съездить в эту страну и увидеть все своими глазами. И да, до этого как следует вспомнить три художественных произведения: «Мастера и Маргариту» (линию Иешуа и Пилата, разумеется), «Jesis Christ – Superstar» (ну, это я знаю наизусть) и недавно прочитанную нами обоими книгу «Даниэль Штайн – переводчик». Да, он был прав. Все три – так или иначе в разные моменты совершенно четко всплывали в ассоциациях…

Первое, что я увидела по прилету в Израиль, был зал вылета аэропорта БенГурион. Огромный, роскошный, расположенный внизу, под галереей, ведущий в зал прилета.

Надо сказать, что такой огромной очереди на паспортный контроль я не видела нигде! Конец хвоста завивался и клубился. И казалось, что он не движется. Передо мной все время всплывали ниоткуда члены какой-то индийской делегации. Но мне было все равно, т.к. в это время успел прикинуться мертвым мой телефон, а пока я пыталась его реанимировать, со мной начал злобно шутить Мегафон. Поэтому к моменту общения с представителем таможенной службы Израиля я уже была взвинчена, раздосадована и измочалена. Поэтому на вопросы о целях приезда и том, что у меня в багаже, отвечала автоматически. Проснулась, когда меня спросили, что нас связывает с приглашающей стороной, Людмилой Гарбар. Я ответила, что собаки. И тут разговор свернул неожиданно в сторону. По некоторым косвенным нюансам я поняла, что сидящий там, в будке, молодой человек – тоже собачник. И он понял, что я поняла. Мы оба разулыбались, официоз был быстренько свернут, я получила печать и отправилась в тепло и солнце Израиля. До встречи с Людмилой и ее мужем Сергеем мне предстояло еще полтора часа проехать в местной электричке и выйти в городе Хайфа. О нем я расскажу потом. Скажу только, что она, Хайфа – прекрасна!

Люда и Сергей живут в городе Назарет. Точнее, не совсем так. Они живут в Верхнем Назарете. Т.к. в самом Назарете, том самом, расположены арабские кварталы. Городок небольшой, раскинувшийся уютными зелеными террасами по склонам горы. Все комфортно и дружелюбно. И везде – русская речь. Да, в Израиле английский мне тоже не потребовался. Совсем. По-русски, как мне показалось, говорят везде! Причем, это тот самый русский с одесским акцентом. Я не смогу на письме передать этот колорит, эту манеру разговора.  Я потом коснусь этой темы еще раз, когда буду рассказывать об автобусных экскурсиях.

А сейчас – наконец, мы с Людой добрались до дома. Дом – отдельная песня! Точнее, двор. Кто сказал, что Израиль – это пустыня? Ложь! Это буйная зелень (правда, рукотворная). Везде. И в Людином уютном дворике – в том числе. Фонтанчик.

На следующий день мы все втроем поехали на раскопки. Но сначала – «скромный» завтрак в небольшом кафе в городе.

Первый пункт нашей программы – один из городов древнего ближневосточного Семигорья. Бейт Шеан. Скажу сразу, я небольшой фанат старых античных раскопок. С моей точки зрения, они все похожи друг на друга. Ну, разве что степенью сохранности отличаются. В данном случае отличие было и в том, что город неплохо сохранился, и в том, что какие-то его части восстанавливают. Но самое интересное – это амфитеатр, акустику которого нам продемонстрировал экскурсовод-волонтер. Встав в самом низу, он заговорил шепотом. Мы прекрасно его слышали на самом верху.

А это вот такие вот экскурсанты. Да, с собаками можно.

А вот это – это вам не просто так! Мы сидим в древнем… общественном сортире! Правда, сидим неправильно. Пятую точку надо размещать не на, а между вот этими каменными выступами. Ну, дальше все понятно, да? А впереди, по желобку, течет чистая вода из древнего водопровода. Так что не все так плохо – даже это было продумано! Правда, только для мужчин.

А вот это вот засохшее дерево на вершине горы всю дорогу не давало мне покоя. Почему-то оно мне напоминало танцующую фигуру. Я пыталась сфотографировать его своим слабеньким фотоаппаратом и так, и сяк, но все не получалось. В итоге Люда это сделала для меня.

А потом был Армаггедон. Да-да. Это не фигура речи и не описка. Ар – гора. Меггидо – название селения. Селение на горе. И всё! Но – это одно из древнейших и долго существовавших поселений в этой части Ближнего Востока. Раскопки насчитывают около 20 культурных слоев!

А еще там растут финиковые пальмы! Да, я впервые увидела, как они растут. О пальмах – пару слов отдельно. Их плантации расположены повсюду. Занимается выращиванием фиников арабское население. В землю сажается махонький кустик, а через несколько лет – это уже огромное плодоносящее дерево! И очень любопытно, когда едешь вдоль дороги. По соседству – стройные и четкие ряды только заложенной плантации, а рядом – уже «матерые» деревья.

Вообще, о флоре Израиля хочется сказать немножко отдельно. На самом деле, это ужасно любопытно видеть в земле то, что растет у нас на подоконниках.

А тут – оно и размеров других, и, оказывается, плодоносит. Мало того, эти плоды и есть можно! Да-да, вот эти плоды кактуса – вполне съедобны и даже вкусны. Напоминают киви с косточками, как у малины. Только крупными. Все отлично, если удастся справиться предварительно с иголками. Их кто кипятком обваривает, кто просто в перчатках этот плод чистит. Ну, я все равно колючек насобирала, а потом чесалась полдня. Опыта маловато.

На обратном пути мы ехали мимо деревушки друзов. Вообще, понятия город и деревня в Израиле несколько размыты. Я так и не поняла, какое население должно быть, чтоб называться городом, но со стороны я особой разницы не заметила. Так вот. Друзы. Друзы – это народность, проживающая в Израиле. У них своя своеобразная культура и верования. Одно из них – это то, что мессия (или сын божий или его наследник – так и не врубилась) будет рожден мужчиной. Поэтому друзы носят вот такие вот штаны. Чтоб случайно, если вдруг этот мессия родится у этого конкретного мужчины (ведь никто не знает, у кого, да?), его не потерять. Чтоб он вот в этот вот мешок и родился. Вот так вот! Людк, я ничего не путаю в общих чертах?

А вот этот конкретный друз содержит рынок. Или лавочку. В ней – чего только нет. И сковороды типа вок, и что-то для украшения сада, и вот такие вот стеклянные фигнюшки, непонятно для чего предназначенные. Они висят гирляндами на заборе и звенят на ветру. Красиво! Привезла дочери – оказалось, что это такой вот подсвечник для греющей свечи.

Следующий день был субботой. Т.е. выходной. Совсем-совсем выходной. И ранним утром мы отправились на Мертвое море. На пикник. Две местных семьи – Люда и Сергей, их родственники и «девушка с Севера», т.е. я. Мертвое море – это большое такое длинное озеро, лежащее среди гор, но при этом сильно ниже уровня мирового океана. Соленое до жути. Ничто живое там не живет, кроме пары видов бактерий. Зато целебное. И грязь при море – тоже целебная. Попробовала на своем больном запястье. И правда, полегчало. В поездке и несколько недель после – не болело. Пляж цивильный, лежаки, зонтики, души – все дела. Везде напоминания, что в воде не плескаться, на животе не плавать, и вообще, вести себя аккуратно. Утонуть невозможно – складываешься эмбрионом, и тебя выталкивает из воды. Правда, я утонуть все-таки попыталась. В этой самой позе меня перевернуло на живот, ну и далее – долго ли умеючи. Спасибо ребятам – покрутили у виска и отпинали на мелководье.

А вот пикник по-израильски – это дело серьезное! Вообще, в Израиле культ еды. Поесть любят, считают это дело серьезным и ответственным, едят много, вкусно, везде, по любому поводу и без оного. В дорогу без пакетика с едой не отправляются. Места для перекусов (столики с лавочками вокруг) – везде. Ибо поесть – это святое!

В Мертвом море купаются все. И гости страны всех вер и рас, и местные – всех вер и рас. Арабы со своими гаремами – тоже. Только он купается по-человечески, в плавках, а его жены – во всех одежках. Смотрится неожиданно. Женщины разных возрастов прямо в длинных платьях и  головных заходят в воду и сидят там отмокают часами! Те, кто помоложе – плавают. Возникает вопрос – вот они выходят во всем этом мокром, жутко соленом и прилипающем к телу, и? Момента выхода дам из воды мы не дождались и ответ на вопрос не получили. Ибо уехали как раз в тот момент, когда на пляж стали приезжать толпами экскурсионные автобусы


Такой релакс на второй после приезда день – был ровно то, что нужно. Ибо рано утром следующего дня я отправлялась на экускурсию в Иерусалим. Но об этом – уже в следующей части.

 

ИСТОРИЯ и РЕЛИГИЯ. Иерусалим и Назарет.

Фото Иерусалим >>

А сейчас я попытаюсь в одну часть впихнуть невпихуемое. Т.е. объединить две экскурсии в одну. Если честно, пока я слабо вообще представляю, как построить рассказ о христианских святынях – с одной стороны, и с другой – о стране, городах, нюансах, моментах и просто о культуре. Кроме того, признаюсь честно, правильные названия всех этих бесконечных храмов, которые мы посетили, и названия рыцарских орденов, которые эти храмы закладывали, у меня перепутались окончательно и бесповоротно. Кто где чего сделал, увидел, напророчил, прочитал и т.д. – этого я уже не вспомню ни за что. Но это есть, опять же, в любом справочнике, путеводителе и т.п. Отмечу только, что экскурсия по Назарету и Галилее произвела на меня значительно большее впечатление, чем по Иерусалиму. Как ни странно и ни внезапно.

Итак, ранее утро. Наш автобус подъезжает к древнему городу. Первое, что бросается в глаза – обилие представительств религиозных общин, религиозных школ и разных вероисповеданий. Иерусалим – город трех религий: христианства, иудаизма и мусульманства. В разные века все три религии поочередно выходили на первый план. В настоящее время – сосуществуют, поделив между собой зоны влияния в городе. Кстати, христианские ветви – тоже все представлены и в городе, и в Храме Гроба Господня. Все – имеют свои зоны. В общем, консенсус.

И да, мы направляемся именно к нему, к храму. Главному храму всех христиан. Дорога, как и во времена Иисуса, ведет через… рынок. Торговые ряды. Пока наша группа отоваривается крестиками и остальными, необходимыми для посещения храма, сувенирами, я осматриваюсь. Иерусалим, помимо того, что это центр религий, еще и жилой город. Со всеми вытекающими. И с сохнущим на веревках бельем тоже.

В самом храме масса народу, экскурсий, паломников и одиночных туристов. Кто-то истово молится, кто-то что-то освящает, кто-то просто глазеет. Фотографировать можно. Но, к сожалению, у меня и камера слабенькая, и ручки на фотосъемку не заточены. Поэтому уж что получилось.

На самом деле, неизгладимое впечатление производят мозаичные панно. Панно, изображающее снятие Христа с креста – вообще прекрасно во всем! Обратите внимание на лица, характеры!

А кресты, выдолбленные на стене – это древние здесь-был-васи. Воины-крестоносцы таким образом увековечивали память о себе. Кресты разнообразные, историку или культурологу – отдельная загадка.

Мы покидаем храм и отправляемся осматривать другие святыни. Гид ведет нас через еврейскую часть города. На стенах – мезузы. Так называется свиток с молитвой, который лежит внутри, и сама коробочка-футляр. Верующие при входе касаются её рукой, говорят какую-то молитву и прикладывают руку к губам. На домах мезузы попроще, а вот на выходе из города – огромная мезуза, подаренная Иерусалиму Сальвадором Дали.

А вот и знаменитая Стена Плача. Огромная площадь, окруженная религиозными школами и заполненная туристами. Мужчины и женщины плачут отдельно. Зоны разделены перегородкой. Некоторые приходят к Стене явно надолго – со стульями, с книгой – Библией, Торой или чем-то еще – и так проводят часть дня.

Переход – в другую часть Иерусалима. Но, к сожалению, туда попасть нам не удалось. Как сказала гид, в городе было неспокойно. Поэтому в ту сторону можно идти только по спец.пропускам. У нас их не было. Поэтому на еврейское кладбище и Масличную гору смотрим со стороны.

Дальше идем к другим храмам. Судя по всему, это храм Успения Богородицы. Архитектура довольно новая. И внутри – небольшая инсталляция современного художника. В отличие от Храма Гроба Господня – аскетичное убранство, свойственное протестантам и – совершенно фантастическая акустика!

Здесь же, в Иерусалиме, мне удалось, наконец, побывать и в синагоге. Кстати, синагога – это не религиозный храм, это – молельный дом. И тут тоже мужчины и женщины молятся отдельно. Но – пожалуйста, фотографируйте, смотрите. Только  не шумите и не мешайте.

Вообще, мне понравился этот подход. Вы можете быть верующим, можете быть неверующим. Вы можете прийти в брюках, тапках, без головного убора. Вы можете фотографировать. Единственное условие – не шумите и не мешайте тем, кто молится.

На самом деле, очень интересно наблюдать за экскурсантами. Вот группа откуда-то из Латинской Америки. Разновозрастные корпулентные, но очень позитивные дамы и среди них – несколько мужчин, которые кажутся рядом с ними очень миниатюрными. Сначала они внимательно слушали своего экскурсовода, рассказывающего им что-то прямо у входа в небольшой храм. Потом, словно почувствовав какое-то божественное прикосновение, вдруг запели. И – все веселее и веселее. Не знаю, что это было. То ли госпел, то ли еще что-то религиозное, но в их радостном общем пении и приплясывании было столько искренности и позитива, что невольно хотелось встать к ним в круг и присоединиться. А вот на ступеньках на крыше сидит группа юнцов в армейской форме. Мальчишки и девчонки. Часть слушает гида, а часть – тихонечко ковыряется в своих мобильниках.

Мне же, будучи далекой от религии, было интересно, в каких храмах  просто наиболее комфортно и уютно. Выяснилось, что вот в таких, как Храм Богородицы в Иерусалиме, или как в более современных храмах в Назарете. Где нет роскошного убранства, богатого иконостаса, а есть – воздух, пространство, и свет.

Фото Назарет и озеро Кинерет >>

И вот как раз поездка в Назарет и по святым местам вокруг озера Кинерет была вся пронизана воздухом и светом. То ли погода, то ли количество переездов по природе, то ли сами храмы, в которых минимум украшений, и максимум пространства.

Но прежде, чем я покажу их, немного о самом городе. Как я уже рассказывала, сам Назарет – это арабский город. Со всеми вытекающими. И да, отличить поселения арабов и поселения евреев можно с первого взгляда и безошибочно. Тут и особенности уклада и быта, и архитектура. Дело в том, что дома арабов отличаются… крышами. Они всегда (ну, в 99%) плоские. На это имеются историко-культурные причины. Крыша для арабов – это и место, где летом сушатся фрукты, где собирается дождевая вода, это и склад и это – пол следующего этажа, который будет построен, когда сын хозяина приведет в дом жену. Как рассказывала гид, по количеству этажей в арабском доме можно судить о количестве сыновей. Кстати, количество детей тоже исчисляется сыновьями. Дочери – так, по ходу дела. Нам рассказывали даже пару историй из жизни на эту тему. Что, мол, гид однажды спросила своего арабского приятеля, сколько у него детей. Тот ответил, что двое. Она удивилась – обычно в их семьях детей существенно больше. Ну, она начала спрашивать, кто чем занимается. В ответ было, что один сын учится там-то, другой – работает там-то, старшая дочь – вышла замуж гуда-то за границу, средняя – еще чем-то занимается, младшая – еще учится. На удивление гида, что он же сказал, что детей двое, а оно вон, оказывается, сколько, араб ответил, что да, детей – двое. И три дочери.

Да, я возвращаюсь к исторической части рассказа. Так вот. В самом Назарете – два храма. И оба – посвящены деве Марии. Если не ошибаюсь, оба Благовещенских. Но один поновее, другой – постарее. Большинство условно «новых» храмов строили монахи разных орденов. Бенедектинцы и францисканцы. Кто что строил – убейте, не помню. Гугл, исторические справочники и энциклопедии вам в помощь. Но что поражает в том, который более новый – это как раз архитектура. Большие свободные пространства, уличные галереи и тщательно воссозданная светелка Марии.

А на стенах – изображения Богородицы. Это дары христианских общин разных стран. Только посмотрите, какие они разные! Как по-разному представляют себе Богородицу и Иисуса жители разных частей света! Безумно интересно!

А вот сам фасад храма – как учебное пособие. Вся христианская иерархия сразу. А в окне – Иерусалимский крест и две скрещенные руки – это символ одного из тех самых орденов, который строил этот храм. На решетке в храме – опять же, Иерусалимский крест и Вифлеемская звезда.

Мы идем дальше. В сквере – скульптура Иосифа, мужа Марии. А сама Мария – спряталась за его спиной. За мужем.

Перед другим храмом – небольшая уютная площадь.

Мы едем дальше. Поднимаемся в гору, к храму, который принадлежит действующему монастырю. По дороге – военные машины. Кстати, об израильской армии скажу пару слов отдельно. Служат, как известно, все. И мальчики, и девочки. Насколько поняла, девочки по вечерам возвращаются из частей домой. И очень трогательно – совсем юные девчонки, в форме, идут по домам, по дороге ковыряясь в телефоне и периодически делая сэлфи. Иногда – небольшими стайками. Ребята как-то посолиднее. Кстати, вот это машины, а сами военные расположились рядом, прямо на земле. Я не стала фотографировать  мальчишек, увлеченных своим ланчем.

А вот и монастырь.

Вообще, поражает количество зелени, цветов и всевозможных парков и садиков. Трудно поверить, что Израиль когда-то был пустыней. Сейчас – все в зелени. Рукотворной. В городах – чуть ли не к каждому деревцу и кустарнику подведены трубы орошения, кругом – леса, где растут самые разные деревья, даже эвкалипты есть! Про них я расскажу в следующей части.

Здесь – тоже небольшой цветник. Заметьте, на улице – ноябрь месяц!

Внутри – опять же много воздуха, мало украшательств. И – пожалуйста, снимайте. Только не шумите. Идет служба.

После монастыря – самое время доехать до реки Иордан. Да-да, той самой, где совершаются ритуальные крестильные омовения. Место и в самом деле чудесное. Зелень, тихая река, покой и красота. В местном магазине можно закупиться сувенирами. Но не советую – цены какие-то совершенно астрономические! А в ресторане – откушать традиционной рыбкой. Вкусно. Но тоже дорого.

А вот дальше – вся наша группа пошла креститься. Мне же Люда подсказала, чем заняться. В реке водятся сомы. И их можно кормить. Я набрала в ресторане хлеба и отправилась общаться с живностью. Ну, собственно, тут разум меня и покинул. Как и чувство времени. Сначала ко мне подплывали маленькие рыбки, и я получила сеанс бесплатного пилинга ног. Кстати, очень приятно и немного щекотно. Потом на хлеб приплыли огромные сомищи, размером с небольшое полешко, и начали резвиться. Перспектива тактильного контакта с рыбинами такого размера меня как-то не прельщала, поэтому я закруглилась с общением с живой природой, обулась и пошла к автобусу. Как выяснилось, меня уже потеряли и собрались искать с громкоговорителем…

У нас по плану было посещение еще двух храмов в этом же районе. Один, полностью выходящий на берег озера, и расположенный тоже в садике,

а второй – известный храм преумножения рыб и хлебов. К сожалению, храм был подожжен варварами и сейчас его основная часть – на реставрации. Но все равно мы смогли зайти внутрь, посмотреть на известную мозаику и в очередной раз насладиться каким-то удивительным единением всех построек с природой.

Да, это нельзя не отметить. Природа является неотъемлемой частью историко-культурных достопримечательностей, ибо они все идеально вписаны в нее. Словно архитектура перетекает в ландшафт, а ландшафт является частью архитектурного замысла.

 

РОШ-А-НИКРА, АККА, ХАЙФА.
Все фото >>

Наверное, по уровню комфорта, уюта и отдыха – это был самый правильный и насыщенный день. Именно так я представляю себе идеальные поездки. Когда совмещена природа, достопримечательности, легкий шопинг и – дух. Тот самый дух города или страны, который непременно надо поймать. В этот раз дух разделился на две части. Одна – вот в этот день, а вторая часть нарисовалась в Яффе, накануне отъезда. Но об этом позже.

Мы с Людмилой долго думали и гадали, как так спланировать день, чтоб посетить как можно больше мест из того, что хотелось. И это при том, что все они расположены в одну линию с севера на юг вдоль моря. Вроде как рядом, но все равно – дорога отнимает изрядное количество времени.

Для начала мы поехали в пещеры Рош-а-Никра на севере страны на границе с Ливаном. Граница-то она, конечно, граница. И сама эта туристическая точка находится уже за первым постом, поэтому попасть туда надо успеть до 2 часов дня. Жарким утром мы едем вдоль побережья. Впереди, на горе уже вышки погранслужб, и через каких-то пару километров - территория другого государства. А мы тут, внизу, наслаждаемся спокойным, совершенно летним морем, и теплым днем. Рош-а-Никра – это естественные пещеры, через которые в свое время проходила железная дорога. Перед прогулкой можно посмотреть небольшой фильм и о том, как возникли сами пещеры, и какую функцию выполняла до середины прошлого века эта дорога. Говорят, в самих гротах можно увидеть летучих мышей. Увы, мне не повезло. Не увидела. Но плеском воды, игрой света и теней и покоем насладилась по полной!

А потом! Потом нас ждала иллюстрация к мультфильму «Аладдин». Совершенно арабский городок Акка, в котором постоянно хочется напевать песенку «Arabian Nights» из того самого мультфильма. Городок-базар. Типичный восточный базар, где продается все – от рыбы до картин.
А какие там запахи! Специи – на любой вкус и в любом объеме.

Израиль, как и, наверное, любая ближневосточная страна, - это место, где любят курить кальян. Для кальянов продается все. Везде. Разнообразно. Вот только мы так и не поняли, для кого вот такой вот кальян – для гламурных девушек или?

Конечно, не обошлось и без покупок. Выбираю джезву. Правильную. А вот в такой лавочке – покупала картинку.

На площади перед рынком молодой человек выгуливал… юного скакуна. На арабского, наверное, он несильно похож. Но тем не менее. Рядом – совсем не скакун. А лошадка покататься.

В общем, в Акке мы застряли чуть дольше, чем планировалось. Поэтому не попали в еще одно место. Ну да ладно, будет повод вернуться. Но на поездке в Хайфу я настояла. Изо всех сил. И было, ради чего!

Есть такие города, попадая в которые, ты ощущаешь себя в нужном месте, в нужное время и в нужном настроении. Где не нужно ничего – просто там быть. Просто гулять. Неважно, ходить по улицам, пить кофе или пиво в кафе, одна или с кем-то. Просто город вдруг оказывается очень твоим по духу. И Хайфа – именно такая.  Мне очень хотелось попасть туда, чтоб посмотреть на знаменитые Бахайские сады. Что это такое – можно прочесть в Википедии. Скажу только, что сами террасы мне напомнили детские бумажные фонарики, у которых основа-трубочка, а к ней крепятся такие вот кругленькие, воздушные штуковины.

К террасам ведет одна из центральных улиц города. В ней намешано все – и южный колорит, и европейская аккуратность, и современный туристический гламур и шик. Причем, весь этот симбиоз очень аутентичен.

Прогулявшись по улице, мы заходим в пивной бар. Казалось бы, бар и бар. Чего такого? Не знаю. Он тоже – совершенно чудесный. Сделан в стиле какого-то потертого кабака времен 70-х годов где-нибудь на трассе 66. Крохотное помещение, специально потрескавшиеся стены, старые столы. Но чудесное пиво и бармен. Он же повар. Он же владелец. Можно и поесть тоже, но мы решили не торопиться. Люда рассказывает, что это кафе знают все местные. Мало того, что оно уютное и очень своеобразное по стилю, его владелец действительно любит свое дело. Зашедшему выпить пива может предложить поесть. Просто потому, что сам собирается перекусить, и чтоб была компания.

Мы покидаем бар уже в сумерках. Но нам необходимо найти одну улицу, на которой, по словам Людмилы, находится самая лучшая фалафельная в Израиле. Пока блуждаем, рассматриваем, как украшены стены домов.

Темнеет. Кажется, что мы совсем заблудились в трех улицах. И, как это обычно и бывает, в тот самый момент, когда мы решаем плюнуть на вкусный фалафель и возвращаться к машине, улочка вдруг находится и фалафельная оказывается еще открытой. Специально для нас. Повар, он же владелец, дает нам попробовать один шарик. Чтобы мы решили, оставаться поесть или нет. Тает во рту! Мы остаемся. Интерьер типичной забегаловки. Но на стенах – фото нескольких поколений семьи, владеющей этой кафешкой. Все очень чистенько, уютно и с улыбками.

Как следует подкрепившись, в самом деле, вкуснейшей едой, к моему сожалению, мы прощаемся с Хайфой. Пора домой. Еще одна галочка для себя, куда надо бы вернуться.

 

назад